понедельник, 19 мая 2014 г.

Почему кто-то добрый, а кто-то злой? Что скажет наука?

Каждый из нас, наверняка, много раз слышал о людях, которые бескорыстно помогают другим и творят добро на благо всего общества. Кто-то знаком с такими людьми, а кто-то и сам является вот таким хорошим человеком, показывая пример доброты окружающим. Именно таких людей, бескорыстно совершающих красивые поступки, называют красивым словом – альтруисты. И вот ученые задались вопросом. Кто же такой альтруист и как им стать? Что вообще собой представляет настоящий альтруизм, и какое место он занимает в жизни общества? Какие стереотипы иногда мешают нам совершать альтруистические поступки? Что по этому поводу думает наука?
В настоящее время социальной психологией накоплен большой объём знаний, исследований и экспериментов, которые помогают найти ответы на все обозначенные вопросы. Интересный материал по исследованию альтруизма собрал и обобщил в одной из глав своей книги «Социальная психология» профессор психологии Хоуп-колледжа (штат Мичиган, США) Дэвид Майерс.
Альтруизм – это система ценностных ориентаций личности, которая находит своё выражение в бескорыстных действиях, направленных на благо других людей и проявляющихся в актах заботы, милосердия и самоотречения. Проще говоря, альтруизм – это когда человек бескорыстно помогает другим людям, совершая добрые дела.
Для того чтобы понять природу альтруистических поступков учёные решили выяснить, чем они мотивированы. В результате появились две теории: теория социального обмена и теория социальных норм.
Согласно теории социального обмена люди обмениваются не только материальными ценностями, но и социальными (услуги, информация, статус), а также духовными (любовь).
При таком обмене, некоторым людям свойственно использовать стратегию «минимакса» – это когда в сознании человека присутствует стремление свести к минимуму собственные затраты, но при этом получить максимально возможное вознаграждение. Иными словами, отдать как можно меньше, а взять как можно больше. Так, например, потенциальным донорам свойственно взвешивать негативные последствия согласия (болезненная процедура, потеря времени, лёгкая слабость) и отказа (чувство вины, недовольство собой). Согласие наступит скорее, если донора, например, ждёт бесплатный завтрак на станции переливания, то есть имеет место социальный обмен.
В связи с этим следует вспомнить, что оказание помощи также может быть актом замаскированного эгоизма, когда отдают, чтобы получать. Вознаграждения, мотивирующие оказание помощи, в этом случае могут быть внешними и внутренними. Например, когда один человек предлагает подвезти другого в расчёте на последующую благодарность, речь идёт о внешнем вознаграждении. Внутренние вознаграждения могут выражаться в желании заслужить чьё-то одобрение, возвыситься в глазах окружающих, повысить самооценку, избавиться от собственного чувства тревоги или угрызений совести.
Учёные считают, что если мотивы человека соответствуют теории социального обмена, то его поступок, направленный на оказание помощи другим людям, нельзя признать истинно альтруистическим.
Современная социальная психология считает уникальными источниками подлинного альтруизма сострадание и любовь.
Теперь давайте рассмотрим теорию социальных норм. Её суть заключается в утверждении, что нередко люди совершают альтруистические поступки, потому что это предписывают общественные нормы. Социологи выделяют две социальные нормы, мотивирующие альтруизм: норму взаимности и норму социальной ответственности.
Норма взаимности выражается в формуле: тем, кто помогает нам, мы тоже должны помогать. Например, в деловых кругах укоренилось мнение, что человек, оказавший услугу, вправе в будущем надеяться на ответную услугу. В подобных взаимоотношениях получать, ничего не отдавая взамен, значит нарушать норму взаимности. Социальные психологи считают, что альтруизм, определяемый нормой взаимности, не может быть назван подлинным альтруизмом, по причине, суть которой раскрывают слова Иисуса: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?.. …говорю вам: любите врагов ваших…» (Мф. 5:46, 44).
Теперь обратимся к норме социальной ответственности. Руководствуясь нормой социальной ответственности, человек помогает нуждающимся столько, сколько от него требуется, совершенно бескорыстно. Наиболее явно норма социальной ответственности проявляется по отношению к тем, кто зависим от обстоятельств или других людей — детям, пожилым, инвалидам. Например, многие из нас сочтут своим долгом поднять книгу, которую уронил человек в инвалидной коляске, но уже меньшая часть из нас в той же ситуации проявит подобный акт альтруизма в отношении здорового человека.
Как правило, люди оказывают помощь с позиций нормы социальной ответственности только тем, чьи нужды являются следствием трагических обстоятельств. Если же беда приписывается личному выбору человека, то люди менее склонны к помощи, говоря что «он сам во всём виноват». Например, прохожие охотнее помогут подняться с асфальта человеку, который случайно поскользнулся, чем человеку, который пьян. Но мы-то из предыдущей части повествования уже поняли, что для настоящего альтруиста не существует подобных разделений!
Главным вопросом потенциального альтруиста является вопрос о принятии на себя ответственности за ситуацию. Интересные исследования по данному вопросу провели социальные психологи Бибб Латане и Джон Дарли. Для того чтобы объяснить равнодушие и бездействие людей, оказавшихся свидетелями экстраординарных событий, они в 1980 году провели около 50 экспериментов, в которых сравнивалось, как будут себя вести те очевидцы, которые считают себя единственными свидетелями происшедшего, и те, которые полагают, что кроме них имеются другие свидетели. По результатам экспериментов, более склонными к помощи оказались свидетели-одиночки. Латане и Дарли пришли к следующему выводу: ответственность за собственные действия оказывается размытой, когда человек понимает, что он не один видит происходящее. В этом случае эта ответственность как бы делится с другими очевидцами. Например, отмечено, что мы скорее остановимся, чтобы помочь водителю, застрявшему на просёлочной безлюдной дороге, чем тому, кто оказался в сложной ситуации на оживлённом шоссе. Или, например, человеку в каком-либо общественном месте стало плохо. Это видят множество людей. Но несчастный может ждать приезда скорой помощи очень долго просто потому, что каждый из очевидцев будет думать, что кто-то другой обязательно её уже вызвал, хотя на самом деле её не вызвал никто!
Для того чтобы определить механизмы привлечения внимания людей к событию, Дарли и Латане провели следующий эксперимент: они попросили студентов заполнить опросники, одних — в одиночестве, других — в присутствии двух незнакомцев. Когда студенты работали, в комнаты через вентиляционные отверстия был запущен дым. Испытуемые, которые работали в одиночестве, заметили дым менее чем через 5 секунд, а те, что работали в присутствии посторонних – не ранее чем через 20 секунд. Учёные объяснили такую задержку следующим образом. Любой из участников эксперимента, который чувствует опасность, конечно, взволнован, но ему неловко в присутствии посторонних людей сразу поднимать панику. Он смотрит на окружающих – они совершенно спокойны и невозмутимы. Решив, что всё в порядке, он выбрасывает мысль о дыме из головы. Проходит время, и дым замечает кто-то другой, но, увидев, что никого это не беспокоит, реагирует точно так же, как и первый участник. Эта ситуация представляет собой типичный пример информационного влияния: каждый из нас склонен оценивать реальность по поведению других людей.
 Любопытен тот факт, что в социальной психологии отмечается тесная связь между альтруизмом и эмоциональным состоянием человека. Наибольший интерес представляет то, что ярко выраженную склонность к альтруизму имеют счастливые люди. Эксперименты выявили, что позитивные мысли сподвигают на добрые дела, и именно добрые деяния дают человеку ощущение счастья, которое в свою очередь вновь благоприятствует позитивным мыслям и так по кругу. Также доказано, что оказание помощи другим людям улучшает плохое настроение и продлевает хорошее.
Самое интересное, что альтруизм и доброта – это естественные качества, присущие абсолютно всем людям! Если Вы хотите узнать об этом больше, мы предлагаем Вам познакомиться с замечательными книгами уникальной писательницы нашего времени Анастасии Новых. В этих книгах вы найдёте не только удивительные жизненные примеры бескорыстного добра, но и узнаете о духовном богатстве внутреннего мира каждого человека, что поможет Вам раскрыть свою собственную сокровищницу добрых помыслов, слов и деяний. 
Читайте об этом подробнее в книгах Анастасии Новых: Анастасия НОВЫХ Сэнсэй I

"Все эти дни у меня шла какая-то своеобразная переоценка ценностей, даже в школе. Куда столько барахла одному человеку? Зачем оно мне? А может где-то людям надеть нечего? И почему где-то. Вон, у меня под носом, в моем собственном классе три девчонки из бедных семей. У двух из них нет отцов, погибли в шахте. А у третьей отец – пьяница, и того хуже. Что мне стоит с ними поделиться? Ведь они больше нуждаются в этом, нежели моя особа. Я посоветовалась с мамой, правда малость приврала, сказав, что у нас в школе проводится благотворительная акция. Но мама была не против. Мы даже нашли для девочек обувь. Собрала всё это, и передо мной встала другая задача: как же им отдать. Поставив себя на их место, я посчитала, что самым лучшим вариантом будет попросить свою классную руководительницу передать им вещи как будто от какой-нибудь благотворительной организации… Надо полагать, эта идея понравилась. Поскольку через неделю по всей школе, по инициативе нашей учительницы, была провозглашена благотворительная акция в пользу детей «Детского дома» нашего города. Узнав об этом, я лишний раз убедилась в словах Сэнсэя, что хорошая мысль и хорошее дело порождает цепную реакцию добрых мыслей и добрых дел. Мне подумалось, что если бы каждый это понял и творил добро, которое мог, то, наверное, во всём мире исчезли бы бедность и голод. А то как-то стыдно быть цивилизованным, когда рядом кто-то голодает и крайне нуждается. "  

Комментариев нет:

Отправить комментарий